Появление категории людей, не употребляющих алкоголь, не курящих, но любящих чай, явно пошло на пользу чайному бизнесу. Таким покупателям, среди которых много йогов, требуется по два–три килограмма чая в месяц. Получается, такая публика и формирует спрос на изысканные сорта чая разнообразных экзотических направлений. Ведь в чайном сегменте достаточно важны рекомендации потребителей, которые в своих пристрастиях привыкли ориентироваться друг на друга. Немалая часть их не смотрят рекламу по телевизору, не слушают радио, вращаясь только в своей среде.
Для компании, занимающихся мелкооптовой торговлей чаем по всей стране, небольших поставщиков чая и кофе, мелкорозничных точек, интернет-магазинов в России характерны не узкая специализация, а стремление к максимально широкому ассортименту, что способствует более эффективной работе. У наиболее крупных игроков сегмента в прайс-листах можно найти по 200–300 чайных позиций. Лидером по объемам продаж и охвату розничного сегмента является «Русская чайная компания», которая работает с 2000 года. На сегодняшний день у компании три тысячи партнеров, а «поднялась» на ароматизированных сортах чая и купажах. По-другому работать с большими объемами чая трудно, ведь количество плантационного, лотового чая чистых сортов совсем невелико. Но именно на него сейчас наибольший спрос в столичном регионе.
Сами участники чайного рынка говорят, что ароматизированные чаи и смеси-«компоты» уже не так популярны в столице, поэтому «Русская чайная компания» начинает плотно работать с регионами, т.к. в них новые веяния доходят позже. Благодаря огромным объемам закупок, профессионализму и налаженным каналам поставок и сбыта компания имеет возможность поддерживать ассортимент на 99%. Этот крупный игрок участвует в разных сегментах рынка, включающих фасовку чая, обжарку кофе, поставки фасованного чая в розницу, но основной его «темой» являются продажи весового чая мелкооптовым покупателям.
Общеизвестно, что в плане ассортимента весовой чай — один из самых сложных сегментов рынка. Урожай чая снимается с плантаций несколько раз в год, объемы товара скачут в зависимости от сезона и зависят от множества факторов. Постепенно число участков земли, на которых выращиваются высокогорные элитные сорта, сокращается из за эрозии почвы. Чтобы выдержать качество, поставщикам элитного чая приходится закупать его с «брендированных» плантаций лотами на аукционах. Год от года работать с такими сортами становится все труднее. Во время кризиса 2008 года на рынке появилось множество подделок чая, а россияне плохо разбираются в сортах элитного чая, что учащает шанс прямого обмана и нечестных маркетинговых игр.