Среди сегментов чайного рынка, который давно сложился и застыл в нерушимом покое, есть такие ниши, которые способны заинтересовать предпринимателей, работающих с «эмоциональными» продуктами. Главная из них — элитный чай, который взорвал чайные биржи до кризиса 2008 года, позже немного заглох в условиях перманентного безденежья, а вот теперь снова набирает силу.
Резкие скачки продаж — это не про чай, ведь в объемах увеличиваться ему уже некуда: этот напиток употребляют 98% россиян. Наша страна имеет старейшую чайную культуру, пусть не культ, как у некоторых восточных соседей, но всё же... Россияне пьют чай «запросто»: со сладким, едой, сахаром, в любое время суток и независимо от компании, напрочь забыв о церемониях. Зато пьют много: по статистике Euromonitor, потребление чая в России на одного жителя в 2011 году составило 1,4 кг, а в Китае, центре чайной культуры, — всего 0,7 кг. По совокупному объему потребления чая наша страна находится на четвертом месте в мире, перед ней Индия, Китай и Турция. Цифра эта составляет 180 тыс. тонн, в денежном выражении - $1,5 млрд. Колебания этого стабильного, хорошо настоявшегося рынка по отношению к предыдущему году не превышают 2%. А вот стоимостное выражение чайного рынка более переменчиво – в цене чай прибавляет по 4–6% в год из-за того, что происходит общее удорожание категории (сырья, логистики, топлива). Также потребление явно смещается к более дорогим продуктам
Продажа элитного чая – это бизнес для очень увлеченных чаем людей, ибо говорить с клиентами на «птичьем языке», состоящем из сотен названий чайных сортов, непосвященному просто невозможно. Сами игроки чайного рынка уверены, что с точки зрения бизнеса чай — интересный продукт. Так, у чая долгий срок хранения (два года). Плюс, с маркетинговой точки зрения он позволяет потенциально охватить очень большую потребительскую аудиторию за счет своей доступности для любого желающего. Например, цена на качественный улун составляет 60 рублей за 50 г.
Известно, что в сегменте элитного чая максимально разрешенные сроки хранения не приветствуются. На первое место ставится как раз-таки свежесть продукта. Например, элитный белый чай должен реализовываться за два–три месяца со дня сбора. Свежесть чая означает высокие вкусовые качества и четко разграничивает чай класса «эконом» и элитный.