Чайный рынок – необычайно консервативный сегмент и перемены внутри него, такого спокойного с виду, действительно происходят, но крайне осторожно и медленно, по утверждению чайных компаний. В общем они состоят в том, что качество даже самого дешевого чая в целом улучшается, откровенно никчемный продукт уходит с рынка. Так, пропадают пакетики с технологической «трухой» и пылью. Ещё один тренд масс-маркета — повышение продаж чая в пакетиках. По статистике «Росчайкофе», количество пакетированного чая может вырасти с 56 до 90%. Это также приведет к более экономному расходованию продукта. Но для России с ее чайным рынком это не самый благоприятный фактор, потому что рынок пресыщен и объемом предложения, и чайными производителями, ожидается его консолидация. «На сегодняшний день в России более 120–130 чайных домов, но в ближайшее время их число сократится до 70–80», — сказала Ирина Хабибулина операционный менеджер представительства R. Twining & Company Ltd.
Рынок растет в объеме из-за развития премиального сегмента и появления новых направлений. К ним относят чаи-купажи, напитки травяные, фруктовые, а также экзотические чаи. Но процесс этот не быстрый. За два года продажи премиального чая примерно вырастают в пределах 2–3% в объемном выражении, учитывая, что инфляция составляет 5–6%. Учитывая условия высокой консолидации чайного рынка в нашей стране, при которых пять крупнейших компаний выдают почти 70% продаж, небольшие игроки прямиком направляются в элитный сегмент. Элитные сорта в обиходе называют «суперпремиум». Они продаются в основном вразвес в специализированных павильонах или чайных бутиках, и цена таких чаев начинается со 100 рублей за сто граммов. Этот сегмент составляет 2% от всего рынка.
Формирование ниши элитных чаев в России началось в начале 2000-х годов, тогда на рынке появились первые дистрибьюторы, которые делали ставку на продажу чистых сортов чая производством Индии, Китая, Кении, Вьетнама, Тайваня, Непала и Гималаев. Российские граждане приобщались к чайной культуре, вместе с открытием клубов чайных церемоний. Весовой чай в основном поставляют Nadin и «Русская чайная компания», всего поставщиков с видимыми объемами около десятка.