Если реально взглянуть на вещи, то перспективы сетевой чайной торговли остаются туманными. Этот сегмент уязвим из-за своей высокой чувствительности к кризисам. Все согласятся, что дорогой чай — не товар первой необходимости, да и создание сети возможно лишь при унификации и следовании единым стандартам. Владельцам нужно вкладывать в серьезную подготовку и обучение продавцов, стимулировать их материально, ведь реализация чая предполагает грамотную консультацию, эмоциональный посыл и неслабую эрудицию продавца. Пойти на это готовы далеко не все компании. Так, аналогичный подход приняла «Кофейная Кантата», за которой не всякий новичок сможет угнаться.
Элитарность чая и его недоступность – не синонимы. Ведь при усредненной цене в 100 рублей за 100 грамм каждый потребитель со средним уровнем доходов сможет позволить себе раз в месяц такую покупку. Получается, потребительская аудитория потенциально широка.
Розничную чайную торговлю представляют в основном небольшие торговые точки. Для многих предпринимателей это несерьезная, но приятная форма бизнеса, как бы хобби, дающее самозанятость. Потому что доходы таких магазинчиков остаются скромными. С трудом ежемесячный оборот чайного бутика в московском торговом центре может достигнуть 300–500 тысяч рублей. На данный момент наценка составляет в среднем 200–300%, упав по сравнению с 500%, которые царили на несколько лет раньше. Так случилось из-за ужесточения конкуренции. В большинстве своем конкуренция выросла с появлением большого количества интернет-магазинов, которые предлагают элитный чай «дешево». Но как и в вопросе с розничными магазинами, это скорее бизнес «для души», которым занимаются те, кто не имеет серьезных амбиций по созданию «империи» чайных магазинов.
Но и тут есть и исключения. Так, руководитель сети чайных бутиков «Этикетъ» Екатерина Шиянова, имеющая 10 магазинов в торговых центрах Москвы и Подмосковья), планирует создать крупную сеть, которая не будет ограничиваться пределами России. Екатерина раньше была телевизионным журналистом, а начинала чайный бизнес вместе с партнером, который потом из него вышел. По словам Екатерины, в открытие одного магазина вкладывается около миллиона рублей. Стиль бутиков «Этикетъ» — старорусский, а не восточный. Шиянова берет элитные сорта в Китае, Европе и в Москве у оптовых диллеров. Она также признает, что ситуация в бизнесе не блестящая, приходится тянуть некоторые точки буквально на грани убыточности. Но при удачном раскладе бутик окупается за полтора года, принося 400 тысяч рублей чистой прибыли за месяц.